Многие родители заблуждаются, полагая, что логопед только исправляет звуки, которые ребенок говорит неправильно. Естественно, мы занимаемся этим вопросом, но следует знать, что логопедия занимается речью в целом. А это крайне многогранная структура, которая начинает развиваться у ребенка с самого его рождения.
В 3 месяца у малыша появляется гуление (агы, агу, гы…), к 8 месяцам – лепет (ма-ма-ма, бу-бу-бу, па-па-па, ди, бибу, биби…), к году должно появиться около 10 маленьких слов, к 1,5 – 2 г. ребенок начинает говорить первые фразы из 2-3 слов (Мама, иди. Дай сок. Хочу пить.), к 2,5-3 г. возникает развернутая фразовая речь (малыш может говорить предложениями из 3-4-5 слов, пересказать маленькую сказку, словесно передать произошедшее событие и свои желания, у него большой словарный запас), к 4 г. речь полностью сформирована, т.е. как у нас с вами. Следует отметить, что каждый ребенок индивидуален, соответственно все эти сроки приблизительные.
Если же сроки сдвинуты с разницей больше 3 – 6 месяцев, то следует обратиться к специалисту. В любом случае обязательно пройдите профилактическое обследование у логопеда в 2,5 – 3 года.
Если ребенок к 2,5 – 3 годам молчит или говорит только маленькие отдельные слова, то не стоит тянуть до 3,5 – 4 лет, ожидая спонтанного появления речи. Это бывает крайне редко.
Чаще всего к логопеду обращаются, если ребенок долго не говорит или неправильно произносит какие-нибудь звуки. Это естественно, так как любой может услышать отсутствие в речи того или иного звука. Но очень часто родители не замечают других недостатков в речи ребенка.
Если в возрасте 4 и тем более 5 лет вы замечаете, что:
· ваш малыш сокращает или коверкает слова;
· переставляет слоги;
· заменяет одни звуки другими;
· неправильно проговаривает окончания существительных, прилагательных и глаголов в разных падежах, родах и числах;
· опускает предлоги;
· не может выразить мысль в форме развернутой фразы, пересказать сказку или мультфильм;
· у него низкий словарный запас и нарушено звукопроизношение,
это означает, что у ребенка серьезные проблемы (в таком случае ставят общее недоразвитие речи), которые можно исправить. Поэтому необходимо вовремя обратиться к специалисту. Если ОНР не устранить, то у ребенка могут возникнуть трудности при обучении в школе.
Чем еще занимается логопед?
· развитием речи при ее задержке;
· обучением чтению и письму в рамках подготовки к школе;
· формированием высших психических функций (мышление, память, внимание) в случае, если это логопед-дефектолог;
· заиканием;
· исправлением звукопроизношения (звуки могут отсутствовать, могут заменяться на другие или искажаться).
Обратите внимание:
· к 3 годам у ребенка должны быть все звуки, кроме шипящих и соноров;
· к 4 годам появляются шипящие звуки (ш,ж,ч,щ);
· к 5 годам встают сонорные звуки (р,л).
Следует отметить, что эти временные рамки несколько условны.
Надеюсь, что теперь, вы сможете оценить состояние речи вашего ребенка и придете на профилактическую консультацию.